Сайт о диалоге между Православной и Римо-Католической Церквами

Основные пункты различия между Православной Церковью и Папизмом 

Βασικά σημεία διαφοράς μεταξύ Ορθοδόξου Εκκλησίας και Παπισμού

 Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου

Преосвященный митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

 

  1. Епископы Древнего Рима, несмотря на небольшие и несущественные отличия, всегда имели евхаристическое общение с епископами Нового Рима и епископами Востока вплоть до 1009-1014гг, когда впервые кафедра Древнего Рима была захваччена франкскими епископами. Вплоть до 1009г. Римские папы т патриархи Константинопольские были едиными в единой борьбе против франкских правителей и епископов, но и против появлявшихся в истории еретиков.
  2. Франки на Соборе 794г. осудили решения VII Вселенского собора и достойное почитание святых икон. также в 809г. франки ввели в Символ веры Filioque, то есть учение об исхождении святого Духа от Отца и Сына. Тогда это нововведение осудил и православный Римский папа. на Соборе в Константинополе при свт. Фотии Великом, на котором принимали участие и представители православного Римского папы, осудили тех, которые осудили решения VII Вселенского собора и тех, которые внесли в Символ веры Filioque. Однако впервые франкский папа Сергий IV  в 1009г. в своём послании на интронизацию внес в Символ веры Filioque, и папа Бенедикт VIII ввел Filioque в богослужение Церкви. Тогда же папа был вычеркнут из диптихов Православной Церкви.
  3. Основное отличие между Православной Церковью и папизмом находится в учении о нетварной сущности и нетварной энергии Бога. В то время как мы православные веруем, что Бог обладает нетварной сущностью и нетварной эрнергией и что Бог вступает в общение с тварью и человеком посредством нетварной Его энергии, в то же время паписты верят, что в Боге нетварная сущность отождествляется с нетварной Его энергией (actus purus)  и что Бог вступает в общение с тварью и человеком через Его тварные энергии, то есть  они утверждают, что в Боге существуют и тварные энергии. отсюда благодать Божия через которую совершается освящение человека, считается за тварную энергию. Но таким образом она не может совершать освящение.

Из этого фундаментального учения вытекает учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, учение об чистилищном огне, о первенстве Папы и др.

  1. Кроме основополагающего отличия между Православной Церковью и папизмом по вопросу о сущности и жнергиях в Боге, имеются и другие большие различия, которые с течением временем стали предметом богословским диалогов, то есть:

l        Filioque, что Святой Дух исходит от Отца и Сына,  врезультате чего принижается монархия Отца для того, чтобы упразднилось совершенное равенство лиц Святой Троицы, дабы сын был принижен благодаря своему свойсво рождаться, даже если и имеется единство  между Отцом и Сыном, дабы принизить Святого Духа как не равносильного и равночестного другим лицам Святой Троицы, поскольку представляется словно «чистое лицо»(πρόσωπο στείρο),

l        используются азимы-опресночный хлеб за Божественной литургией, что нарушает образ совершенной Христом Тайной вечери,

l        освящение «честных даров», которое совершается не призыванием святого Духа, а произнесением установленных слов Христа «приимите, ядите...пийте от нея вси...»,

l        теория о том, что Крестная смерть Христа была удовлетворением божественного правосудия, когда представляет Отца как феодала и пересматривает Воскресение,

l        теория о «преизбытке заслуг» Христа и святых, которыми распоряжается Папа,

l        разделение и разрыв между таинствами Крещения, Миропомазания и божественной Евхаристии,

l        учение о наследовании вины первородного греха,

l        литургические нововведения во всех таинствах Церкви (Крещение, Миропомазание, священство, исповедь, брак, соборование)

l        не причащение мирян «Кровью» Христа,

l        первенство Папы согласно которому Папа является епископом епископов «episcopus episcoporum и источником священнической и церковной власти, является непогрешимым, главой и наместником Церкви, управляя ей монархически как наместник Христа на земле» (проф. Иоанн Кармирис). В этом же смысле Папа ситает себя преемником апостола Петра, которому вручены и остальные Апостолы, и даже апостол Павел,

l        не существует в литургической практике сослужение,

l        непогрешимость папы,

l        догмат о  непорочном зачатии Богоматери и главным образом мариология, согласно которой Пресвятая Дева возносится к Божественной Троице и кончн же речь идет о Святой Четверице,

l        теория analogia entis и analogia fidei, которая стала преобладать на западе,

l        постоянное развитие Церкви в области открытия различных сторон богооткровенной истины,

l        учение о абсолютном предопределении,

l        мнение о единой методологии для познания Бога и творений, которая привела к конфликту между наукой и богословием.

5. Также, огромное различие, которое указывает на образ богословия находится и в оличии между схоластическим и исихастским богословием. На Западе была развита схоластика как попытка изъяснить все таиснтва веры при помощи логики (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), в то время как в Православной Цекови преобладает исихазм, то есть очищение сердца и просвещение ума для достижения познания Бога. Диалог между свт. Григорием Паламой и схоластом-униатом Варлаамом является характерным явлением и указывает на их различия.

Следствием всего выше указанного является то, что в папизме мы наблюдаем уклонение от православной экклезиологии. В то время как в Православной Церкви придается большое значение обожению, которое приводит к общению с Богом, через видение нетварного Света, почему обоженные люди собирались на Вселенский Собор и в точности устанавливали и определяли богооткровенную истину в случаях смущения, в то же время в Папизме придается огромное значение положению Папы, который стоит выше даже и этих Вселенских соборов. Согласно латинскому богословию «авторитет Церкви существует только тогда, когда поддерживается и согласуется с волей Папы. В противном случае он не существует». Вселенские Соборы рассматриваются как «собрание христианства, которое созвано авторитетом и властью и под председательством Папы». Достаточно, чтобы папы не было на  Вселенском Соборе, тогда он не будет стчитаться действительным. Епископ Мере написал: «»римо-католики были бы вполне точны, если вы читая «Верую», говорили бы : «и в единого Папу», вместо чтобы говорить: «и в единую...Церковь».

6.      Также «значение и роль епископов в римской церкви  - это не только просто представительство папской власти, которой подчиняются и сами епископы, как и простые верующие». В папской экклезиологии в сущности утверждается, что «апостольская власть распространена через апостолов и не передана их преемникам епископам. Только папская власть Петра, под которой находятся все остальные, передалась преемникам Петра, то есть Папам». В этой перспективе папской «Церковью» утверждается, что все Восточные Церкви расходятся во мнениях и имеют ущербность и по нашей икономии приемлются в общение, и конечно же по нашей икономии они приемлются как братские Церкви, поэтому что она сама себя считает за матерь Церкви и нас же рассматривает как Церкви-дочери.

7.      Ватикан является государством и каждый Папа является лидером стары Ватикан. Речь идет о некоем атропоцентричной организации, об обмирщенности и конечно же об институциональной обмирщенности. Государство Ватикан было учреждено в 755г. Пипином Коротким, отцом Карломанга и в нашу эпоху признано Муссолини. Очень важна причина провозглашения папского Государства, как это подчеркнул Папа Пий XI: «на земле представитель Бога не может быть послушным земной власти». Христос был послушен земной власти, Папа же может быть посушным! Папская власть  составляет теократию, поскольку текратия сосредотачивается как олицетворение мирской и церковной власти в едином лице. Сегодня теократическим государством являются Ватикан и Иран.

8.      Характерным является то, что «утверждал в слове на интронизацию папа Иннокентий III (1198-1216): «тот кто имеет невесту есть жених. Но невеста эта (Церковь) не опустила в тщете руки, но принес для меня несравненную драгоценное придание, то есть полноту духовных благ и  обширность мирских, величие и изобилие. и то и другое... Символы мирских благ мне дала Корона, Митра сверхсвященства, Корона для царства и меня поставила представителем Того, на ризе  и на мире которого было написано: Царь царствующих и Господь господствующих».

Следовательно, существуют огромные богословские различия, которые осуждены Собором при свт. Фотие Великом и на Соборе при свт. Григорие Паламе, как это становится очевидным из «Синодика Православия». Более того и Отцы Церкви и поместные соборы до XIXв. осуждали все заблуждения Папизма. В действительности все это не излечивается не поддается исправлению даже при каком-либо официальном извинении, которое дал бы Папа за историческую ощибку, поскольку его богословские взгляды выходят за рамки Божественного Откровения и экклезиология направляется по ошибочному пути, так как Папа присутствует как лидер христианского мира, как преемник апостола Петра и викарий – представитель Христа на земле, как будто Христос дал папе Свою власть и Он  благополучно почивает на небесах.

"Εκκλησιαστική Παρέμβαση" Απρίλιος 2001

 http://aktines.blogspot.com/2010/08/blog-post_2264.html



[1]    "Εκκλησιαστική Παρέμβαση" Απρίλιος 2001

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz